—
Пережитое насилие, в следствие которого появился страх смерти и длился три года
«Ты меня взрастил в долине моего страдания» Бытие, 41
Откада мы пришли
Там были мы желанны;
Где цель нашего пути
Там ожидают нас.
Чего то более прекраснее
Чем эта ценность,
Данная нам через Божью любовь,
Не найти даже на небесах.
И если мы уже здесь и сейчас
Переполнены этой неугасаемой надеждой,
Это меняет все в нашей жизни на земле.
Ханс-Йоахим Экштайн
Описание ситуации:
Она напала на меня во второй раз спустя 18 месяцев, в которые моя душа востанавливалась после первого раза. Моя бывшая соседка. При первом разе это произошло в супермаркете, в котором она раскрыла баночку с перцем, высыпала себе его в руку и распылила мне в лицо. Для меня совсем неожиданно. По просьбе ее мужа я заботилась о ней 8 лет, и дружелюбно делилась своею жизнью. Я утешала ее после смерти ее новорожденного ребенка и при втором ребенке я помогала приобрести детские вещи, коляску и помогала практически. Взяла ее с собою на встречи в кружок матери и ребенка. Мы даже праздновали совместно дни рождения детей и я помогала ей и ее мужу примирится после супружеских ссор. После развода помогала при переезде. За что мне это? Почему? Почему она это сделала? Я просто не могу это понять. При втором нападении я стояла в магазине на кассе, когда она внезапно подошла сзади и пыталась задушить меня. Почему?
Последствия:
Физические:
Телесные боли: после попадания перца в лицо боли на лице и особенно челюсти в течении 14 дней. Даже несколько лет после нападения случаются судороги на лице особенно в стрессовых ситуациях. После второго нападения: опухаль, кровоподтеки на шеи и 14 дней боли головной кожи (она тянула меня за волосы).
Сбои в физических процессах: гормональные сбои, сильные менструации и часто одна за другой.
Панические аттаки с сильным сердцебиением, дрожащие колени, если я ее видела в городе из далека.
Пугливость: на пример я пугалась и была сама не своя, когда рядом гавкала собака, которую я раньше не замечала.
Психика:
Нервное расстройство: не предвиденный и безконтрольный плачь на взрыд
Умственные сбои: пропажа слов во время разговора, так что я мгновенно забывала, что хочу сказать
Постоянное чувство опасности во всех жизненных областях. Я закрывала двери на замок, так как она знала, гле я живу.
Эмоциональное онемение, когда я соприкасалась с эмоциями других людей. Отсутсвие сопереживания с другими. Эмоциональная перенапряженность.
Я себя чувствую как во сне, как будто реальная жизнь происходит вдали от меня.
Ограниченная выносливость, так как большинство энергии уходит на переработку произшедшего.
Страхи: неизвестность и беззащитность долгое время : где вообще я в безопастности? Что делать: защищаться или бежать?
Практические шаги помощи:
Друзья. Принятие помощи: мой муж был в рабочей командировке, я одна с детьми дома. Мой 11летний сын играл в саду. Я попросилила его позвать наша соседку, которая также моя подруга. Мы сидели вместе в саду, я рассказывала, плакала, она за меня молилась. Так же я проинфомировала моих друзей и пастора по электронной почте о моем состоянии. Этим у меня была поддержка, я знала — я не одна!
В электоронном письме мой друг, который меня хорошо знал, объяснил мне, что люди с моим устройством личности, переживают такие ситуации очень глубоко. Мне помогло это себя лучше понять.
Повседневная рутина/структара: Выполнять мою повседневную работу и задания, насколько это было возможно, помогало мне создать дистанцию к происшедшему и не утонуть в жалости к самой себе. Рутина ( задания в бюро, работа по дому) давала мне здоровую структуру.
Собирание информации: Я собирала информацию о реакциях, фазах и последствиях травматических ситуаций, а так же способности души к самоисцелению. Литература, интернет, письменная работа одной знакомой, которой она со мной поделилась. Даже знание о том, что моя реакция являлась «нормальной», помогало мне. Знание о том, что душа нуждается во времени, чтобы переработать душевную травму ( до 18 месяцев), успокаивало меня. Я не должна была сразу после происшедшего «функционировать» как всегда.
Напевание песен: Несколько панических аттак. Я забралась в машину, у меня дрожали колени, сердце ушло в пятки. Она была по близости. Чем я могу себя успокоить? Пару раз медленно вздохнув я начала напевать песни прославления из последнего богослужения — и это сфункционировало, дыхание и сердцебиение успокоилось.
Принимать собственную ограниченую силу и дать знать об этом другим: параллельно с моей ситуацией мой тесть нуждался в уходе. До какого то момента я принимала участие в уходе, но когда то моя сила закончилась. Мне было трудно об этом сказать другим. Так как я хотела быть верной и помогать дальше. В итоге я собрала круг друзей как психологическую поддержку, чтобы сообщить семье о моем истощение. Мне нужно было разрешение моей семьи, чтобы я как невестка и жена была освобожденна от этой обязанности.
Собрать паруса: Я живу на побережье. Я вижу много кораблей и парусников. Кто плывет во время шторма, должен собрать паруса, иначе он потонет. Я вычеркныла многие встречи, уменьшила объем заданий, создала пространство для переработки происшедшего, ведь душе нужно как миниммум 18 месяцев.
Держание малыша на руках: Я немогу это объяснить. После второва нападения я встретила в воскресение на богослажении мою племянницу с ее новорожденной дочкой. Я попросила подержать ребенка на руках. Такая чистота исходила от этого младенца, от его дыхания в моих руках. Много раз по воскресениям мне удавалось подержать этого мледенца — особенная терапия для моей души.
Курс по самозащите: после второго нападения мне посоветовали мои друзья что то предпринять протим моего чувства беззащитности. Я посетила курс самозащиты, научилась специальным приемам. Насколько я буду готова применить эти навыки при настоящем нападении, я не знаю и не хотела бы это испытать, но это помогло мне приобрести немного больше уверенности.
Использовать ресурсы: Больше прогуливаться, слушать хорошую музыку, петь, наслаждаться природой и работой в саду, посещать музеи. Мой супруг организовал для меня спонтанные вылазки. Это все помогало мне набраться новых сил. Особенно я научилась ценить предвкушение радостных событий, как раз в это время выпал мой юбилей — мне исполнилось 50 лет. Я попросила моих друзей одно воскресение забить для меня, они знали, что я вместе с ними хотела что то предпринять, но что конретно, оставалось для них сюрпризом. Таким образом я была движима 6 месяцем радостью планировки и подгатовки — предвкушение праздника было как медицина для моей души.
Отдых от стрессовых ситуаций: моя выносливость и сила быстрее заканчивались чем обычно. Если мой муж и я постоянно ругались, это было мне сигналом, что мне нужно как минимум три ночи личного пространнства только для меня и отдых. Вдали от семьи, вдали от работы, вдали от обязонностей. Я перепланировала мой календарь и вписала время отдыха для моей души и тела: прогулки, плавание, сон, здоровая пища.
Душевная и духовная помощь:
Дневник: У меня есть привычка, писать на правой стороне тетради личные молитвенные просьбы, а на левой стороне я оставляю место для дополнений, которые придут мне на ум позже. Таким образом я могу проследить, что со временем исполнилось и какие изменения произошли. Я наблюдаю прогресс в переработке произшедшего, а так же падения и делаю из этого выводы. Это мне помогло справиться с произшедшим.
Возможность быть искренной и душепопечение: в моей злобе и агрессии на эту женщины я могла искренне признаться и с помощью моего душепопечителя в молитве переработать и отпустить. Я могла быть искренней и честной, мне не нужно было скрывать мои эмоции, поэтому они могли выйти на поверхность. Именно здесь, в корне моего бытия, Господь разговаривал со мною, утешал и исцелял. Иногда культура, воспитание и общественные нормы не позволяют нам быть честными в наших чувствах. Например в христианстве можно ненавидеть зло, но человека нет. Во мне было чувство ненависти и мне было не очень легко в этом открыто признаться. Однако правда делает человека свободным (Иоанна 8, 32) и только в искренности может пролиться исцеление. В философии ставится вопрос: что такое правда? Для меня правда связанна с личностью Иисуса Христа. Он имеет всевидение, н знает меня лучше меня самой, а также моего обидчика. Только Он может касаться и изменять сердца.
Также с моим душепопечителем я приготовлялась к процессу прощения. Мне было яснно, что если я не прощу и не отпущу, то это озлобит мое сердце и приведет меня к ряду не правильных решений. Этого я не хотела не в коем случае. Левис Смедес сказал:» Если вы прощате, подумайте о том, что вы выпускаете узника на свободу — для того чтобы потом узнать, что узником были вы сами.» Но прощение это процесс, который нуждается во времени. Сегодня я живу в свободе прощения! Христос сотворил это во мне!!
Ритуалы: Один знакомый столяр подарил мне скульптуру благословляющего Иисуса. Я пережила три года неизвестности, три года страха «сегодня ты быть может умрешь» (полиция предупредила меня, что в следующий раз эта женщина может быть вооружится ножом). Каждое утро я становилась под благословляющие руки Иисуса (скульптуры), крестилась и говорила вслух»Я не принадлежу Кэти*, я не принадлежу самой себе, я принадлежу Иисусу Христу». Хоть я и не католик, но мне важно было перекреститься, как символ защиты для души и тела.
То, что мы каждое утро спокойно встаем и вечером ложимся в кровать, это всеголишь кажущияся защищенность. Жизнь такая хрупкая. И все таки мы живем в такой уверенности, как будто вечно так и будет. Этот ритуал помогал мне когда эта кажущияся защищенность потряслась, помогал выдержать чувство хрупкость жизни, помогал искать защиты по првильному адресу и отпустить.
Также ритуал в конце был мне важен: после трех лет эта женщина неожиданно умерла в больнице в следствии рака кишечника. Мои друзья ликовали «теперь ты свободная», но я не могла в это поверить. Мне понадобились еще пару месяцев, чтобы переварить эту новость. Все закончилось — но на самом деле это не так уж и просто. Раньше заканчивались фильмы со словом «Конец» на эране, как только слово появлялось, все знали, можно готовиться выходить из зала. Спустя 7 месяцев наконецто и я смогла провести заключительную линию. Психотерапефт, сопровождающая меня, подбадривала меня: «Закончите этот год и процесс переработки происшедшего заключительным ритуалом. Не берите этот груз в новый год!» Я искала подходящие слова из Библии и выбрала Откровение 1, 17-18: »Не бойся, Я есть Первый и Последний и Живой; Я был мертв, а теперь я жив вовеки. Аминь. Я имею ключи ада и смерти.»
Я села в машину и вместе с моим сопровождающим отправилась на то место в городе, где произошло нападение и где приходили ко мне панические аттаки. Мы коротко помолились на том месте, а потом я вслух провозгласила место из Библии. Таким образом я «завоевала» мой город обратно. То же самое я проделала у дверей моего дома.
Канал коммуникации с Богом
Есть не только 9 путей коммуникации с Богом, как Гари Томас описывает в своей книге. Есть на много больше. Некоторые люди переживают Его при спортивной пробежке, слышат Его тихий голос при вылазках на природу. Или же при пении вдруг какая то мысль возникает глубоко в сердце. Другие с удовольствием читают, пишут дневники, слушают музыку. У каждого это по разному и оно стоит того, чтобы найти свой канал общения с Богом!
«Другая» сфера
После второго нападения меня мучал повторяющийся сон. Мне не так часто снятся сны, о которых я потом вспоминаю. Каждый раз я просыпалась с частым сердцебиением и стесняющим чувством страха: я стояла на сцене в свете, на меня светил прожектор. Вокруг меня темнота, ничего не распознать. Я же в свете. Спустя какоето время я увидела медленно приближающую руку из темноты, которая меня хотела затощить в этот мрак.
Так как этот сон снился мне нескольо раз, я поняла, что речь идет о совсем другой сфере, о невидимом «духовном» мире. Речь идет о битве, которая видется за каждую душу. Я созвонилась с моей душепопечителем и некоторое время спустя мы уже сидели у меня в зале. Я рассказывала, потом мы молились. У нее было тоже предчувствие что и уменя. Мы ничего не знали о Кэти*: из какой области и местности она родом? Какой веры она была? Какое «волшебство» она быть может применяла? Она обзвала меня «ведьмой». Моя душепопечитель связала во имя Иисуса Христа всякое влияние темных сил. Она взяла масло помазания и помазала меня на лбу крестом. Так же она начертала помазанием крест в мои ладони, как знак принадлежности моей дыши и тела Иисусу Христу и защиты его святой кровью. С тех пор этот сон ко мне больше не приходил.
Иисая 43: Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему, ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
Дальнейшие детали:
Уголовное право и гражданское право две совершенно разные вещи. Интерес общества отличается от моего личного интереса. После первого нападения мне сообщили, что я могу подать заявку об обвинении нападения, но скорее всего это будет безуспешным. Другая возможность была передать это дело в социальную службу, которая заботится о человеке, но у меня не было право получить информацию о женщине, которая на меня напала. Я решилась передать это дело в социальную службу. После второго нападения я очень долго ничего не слышала от официальной службы. Я написала письмо в прокуротуру, чтобы указать на опасность для общества, которая исходит от этой женщины. Некоторое время позже мне позвонил прокурор: мне сообщили, что пока не возможно принять никаких мер, пока отсутсвуют серьезные пострадания. Но чтобы я могла знать, с кем я имела дело, мне сообщили, что эта женщина больна параноидальной шизофренией. Это была очень нужной для меня информацией. До тех пор я незнала как мне себя вести в моем маленьком городе: не ходить больше одной закупаться? Какое ограничение! Защищаться за мое право и отстаивать позицию? Теперь я знала, как только ее увижу, лучший способ себя защитить, это бежать. Оставить стоять все закупки и бежать. Не в коем случае не пытаться отстаять свою позицию в супермаркете. В случае с этой женщиной не возможно было аргументировать. Бежать является единственным правильным решением. Знание о ее психическом заболевание помогло мне приобрести ясность.
Какоето время я подумывала подать заявку на судебный приказ, чтобы эта женщина не имела права приближаться ко мне на определенное расстояние. Судья может это сделать только в том случае, если обвинитель и обвиняемый оба присутствуют в суде. Судья предложила отослать приглашение обвиняемой, но явится ли она на судебное засидание стояло под большим вопрос. Поэтому я отказалась от этого.
*имя изменино
(Перевод: Нелли Нойбергер)